Привет! Я Дмитрий Чикунов, графический дизайнер в R-Style Softlab. Дизайн играет одну из ключевых ролей в маркетинговой коммуникации с клиентами. Через визуал бренд отражает свою индивидуальность, повышает доверие клиентов, усиливает их эмоции и вовлеченность. Именно по этой причине спрос на специалистов в дизайне растет с каждым годом.
Я работаю в этой сфере 17 лет, в статье расскажу о своем бэкграунде и дам несколько полезных советов по поиску работы.
Сделать карьеру в дизайне: в нулевых и сейчас
Я стал заниматься дизайном в средних классах — в начале двухтысячных создавал анимацию и интерфейс для флеш-игр. Тогда не было онлайн-курсов, поэтому все нужные навыки приходилось получать самому. Изучал работу Macromedia Flash, читал тематические форумы на сайтах. Рисовать графику мне было не так сложно — в этом помогла учеба в художественной школе.
Первые деньги заработал в старших классах на фриланс-бирже. Выиграл конкурс на разработку логотипа одной компании — на эти деньги купил себе мощный компьютер для работы. Были и другие победы: когда учился в университете, стал лучшим в конкурсе от кинокомпании «Марс Медиа». Продюсерский центр предложил сотрудничать, и я стал делать постеры к разным сериалам.
Одна из моих работ — постер для сериала «Старое ружье» 2014 года
Тогда я был специалистом-универсалом и пробовал себя в самых разных сферах. Например, занимался дизайном игрушек, визиток и календарей. Мой путь был не самым легким — получал знания из разных источников, искал способы, чтобы наработать опыт.
Сейчас освоить профессию дизайнера стало гораздо проще. На рынке появилось много онлайн-школ — получить базовые навыки и собрать работы для портфолио можно за год-полтора. Профессия стала дробиться, и в обучении появился тренд на подготовку узкопрофильных специалистов. Среди наиболее популярных направлений есть такие профессии:
- UX-дизайнер. Продумывает, как пользователь взаимодействует с интерфейсом сайта или приложения.
- UI-дизайнер. Отрисовывает внешний вид и оформление интерфейса сайта или приложения.
- Моушн-дизайнер. Занимается созданием анимированных графических элементов для видеороликов, интерактивных приложений, вебсайтов и других медиа-проектов.
- 3D-дизайнер. Занимается визуализацией, 3D-моделированием и 3D-анимацией.
Обучающих курсов в интернете стало очень много, но не все они одинаково хороши. Чтобы подобрать подходящую школу и стать востребованным специалистом, нужно почитать отзывы, внимательно изучить программу и портфолио преподавателей. Можно ориентироваться на крупные обучающие проекты и наличие практикующих специалистов, портфолио которых можно найти и посмотреть еще до старта обучения.
Хорошее образование не гарантирует поток клиентов. После обучения дизайнеру нужно наработать репутацию и опыт, чтобы утвердиться на рынке, — многие тратят на это месяцы. Постепенно база заказчиков будет расти, и вы почувствуете результаты своих трудов. Вот что можно для этого сделать.
Предлагать свои услуги компаниям напрямую. Найдите бизнес, который вам интересен, и предложите сотрудничество. Не бойтесь писать первыми: даже если вам откажут, ничего страшного не произойдет.
Участвовать в конкурсах. Следите за анонсами на профильных сайтах и ищите подходящие конкурсы. Много интересного публикуется, например, на DesignNews. Даже если победить не получится, вы заявите о себе в профессиональном сообществе, и потенциальные клиенты могут вас заметить.
Развивать личный бренд. Заведите аккаунт в профильных соцсетях, например на Behance или Dribbble. Там можно делиться своими работами, общаться с другими дизайнерами и искать заказы. Можно не только найти клиентов, но и прокачать свои знания.
Слайд презентации из моего портфолио
Чтобы сохранить хорошую репутацию, всегда соблюдайте дедлайны и не пропадайте с радаров. Показывайте заинтересованность в проектах, высказывайте и аргументируйте свое мнение, предлагайте новые идеи. Большая часть работы дизайнером — это изучение задачи, обсуждение и согласование результата.
Что лучше: фриланс или офис
Большой плюс работы графическим дизайнером — можно самому выбрать образ жизни. Работать в офисе, на фрилансе или на удаленке в компании. Я лично попробовал все варианты.
Фриланс. Брал заказы на бирже и сам отвечал за свой доход. На платформе был в топе поиска — заказчики видели мой профиль на первых страницах и обращались за услугами. Но биржа изменила систему подсчета рейтинга, и мой аккаунт опустился далеко вниз. Тогда начал думать, как найти постоянную работу и получать стабильный доход.
Офис. После биржи я устроился в компанию, которая занималась продажей плитки и сантехники. Мне обещали дать технику последней модели, по факту это оказался слабенький компьютер на Windows 2000 с древним софтом. Одного дня хватило, чтобы понять: лучше работать из дома и на своем железе.
Удаленка в компании. Сейчас я работаю на удаленке в R-Style Softlab. У такого формата много плюсов: не надо тратить время на дорогу, можно проводить больше времени с близкими, всегда есть новые проекты — без задач не останешься. Из минусов: тяжело контролировать свой рабочий день. Например, могу погрузиться в проект с головой и забыть о времени.
«Профессия дизайнера дает много возможностей — можно выбрать компанию в любой точке мира и работать откуда угодно».
В R-Style Softlab я работаю больше полутора лет. В работе для меня особенно важны три момента:
Отношения в команде. Если возникают трудности, на помощь приходят коллеги и руководство. Всегда можно обсудить рабочие и личные проблемы и найти решение.
Work-life balance. Раньше я часто работал больше 8 часов в день, но в последнее время стал следить за этим и делать перерывы. Выделяю время, чтобы поиграть с дочкой в течение дня, такой отдых помогает перезагрузиться.
Карьерный рост. В профессии нет потолка, можно развиваться как горизонтально, постоянно осваивая новые инструменты, так и вертикально — управлять командой, отвечать за сложные проекты. Сейчас мне нравится моя позиция, я развиваюсь в комфортном темпе и двигаюсь в сторону создания единого визуального стиля для всех коммуникаций в компании.
Что должен уметь графический дизайнер
Чтобы быть хорошим специалистом, нужно уметь делать несколько вещей:
Работать с графическими программами. В своей работе использую Photoshop, After Effects, Animate. Многие задачи выполняю в Figma — это практически универсальная платформа. Сейчас больше всего работаю с PowerPoint — оформляю там презентации для международных форумов и банковских мероприятий.
Использовать нейросети. Я часто работаю с искусственным интеллектом при оформлении соцсетей. Многие дизайнеры боятся нейросетей, но я считаю, нужно пробовать разные сервисы для генерации изображений. Иногда ИИ рисует с ошибками: бывает, что у человека внезапно появился лишний палец или лишняя нога. Тогда приходится тратить дополнительное время на ретушь. Но я верю, что в будущем нейросети станут лучше и прочно войдут в нашу жизнь. Поэтому учиться работать с искусственным интеллектом нужно уже сейчас.
Осваивать 3D-графику и 3D-моушен. В последние годы эти техники набирают популярность. С их помощью можно создать динамичные и реалистичные анимации, сделать TOV бренда живее и привлечь к нему внимание аудитории. Сейчас многие компании применяют 3D-графику на сайтах, в приложениях и рекламе, чтобы выделиться на фоне конкурентов. Пример тому — онлайн-сервисы российских банков.
Быть гибким в общении с заказчиком. Во время защиты проекта нужно быть готовым к правкам: они неизбежны. Всегда выясняю, почему заказчик считает какой-то элемент неудачным и как бы он хотел его видеть. Если не согласен с мнением клиента — аргументирую свою точку зрения, и мы вместе приходим к компромиссу.
«Чтобы минимизировать правки, готовлюсь к каждой задаче и проекту. Заранее выясняю все потребности и пожелания заказчика — в этом помогают брифы и референсы. Если есть замечания — не воспринимаю их на личный счет».
Получать визуальный опыт. Когда общаюсь с клиентами, часто приношу нестандартные идеи — для этого развиваю насмотренность. Смотрю работы других дизайнеров, например в Behance, Dribbble, Pinterest и слежу за премией Awwwards. Там можно увидеть не просто картинку, а полностью весь сайт: как он работает, какие элементы дизайна используют специалисты. Это помогает перенять какие-то фишки и классные решения.
На Behance можно ввести свою тему в поиске и посмотреть примеры готовых работ
Топ-3 совета при поиске работы
Многие думают, что скоро нейросети заменят человека и дизайнеры перестанут быть востребованными. На самом деле, если подружиться с ИИ и использовать его в работе, можно выделиться среди большого числа конкурентов. Собрал еще три фишки, которые помогут получить хороший оффер:
Сделайте портфолио. Часто его собирают в Behance, но можно использовать и другие сервисы, например Dribbble. Включите в портфолио актуальные работы, которые вы считаете лучшими. Оформите их небольшими кейсами: кто был заказчиком, какая стояла задача, как ее решали и какой получили результат. Так HR-специалист увидит ваш подход к работе и поймет, какие задачи вы можете решать.
Не отказывайтесь от тестового задания. Работодатель проверит вас в боевых задачах и оценит ваши навыки. А вы поймете, как ставят техническое задание, увидите требования и решите, готовы ли работать на таких условиях.
Пишите сопроводительные письма. Чтобы рекрутер обратил на вас внимание, кратко расскажите, почему вам важно работать именно в этой компании. HR-специалисты ценят заинтересованных кандидатов и с большей вероятностью предложат им сотрудничество. А вот шаблонные письма они обычно пропускают.
И еще один совет напоследок: не забывайте, что вы тоже оцениваете работодателя. Задавайте вопросы об условиях работы, узнавайте о дополнительных преимуществах, например есть ли полис ДМС или обучение за счет компании. Так вы с большей вероятностью окажетесь в организации, где действительно захочется работать.